Почитаем?
Малыш постоянно дергает вас «отчевошками» и «почемучками»? Это происходит из-за информационного голода, который особенно остро ощутим в первые несколько лет жизни. Утолить его и посеять в воображении малыша первые росточки помогут книги: красивые, красочные, маленькие и большие – разные!
С рождения до полугода
Кроха еще не понимает смысла слов, но чувствует музыкальный ритм и темп речи.
Поэтому в таком возрасте актуальны книжки с мелодиями и стихотворениями. Игра с интонацией – вот что интересует малыша. Задорный голос заставит малыша улыбнуться, серьезный – насторожиться.
Таким образом происходит формирование эмоций у крохотного человечка.
! Во время чтения тщательно проговаривайте все звуки, говорите ниже, выше, замедляйте и ускоряйте речь.
Веселые песни и изображения любимых персонажей мультфильма о настоящей дружбе объедены в одной в одной музыкальной книге "Чебурашка и крокодил Гена". На картоном блоке пять кнопок, под каждой из которой спрятана мелодия. Картинки на твердых страничках заинтересуют малыша за счет сочного цвета и крупного размера.
С полугода до года
На первый план выходят тактильные ощущения. В 5-6 месяцев малышу нравится трогать, трясти, кусать предметы. Как никогда кстати придутся книжки-игрушки. Они рассчитаны на мелкую моторику, которая в свою очередь способствуют улучшению качества речи. С некоторыми изданиями из серии для самых маленьких можно нигде не расставаться – они подойдут даже для купания в ванной.
Недопустимо заставлять ребенка слушать чтение произведений, ведь внимание он может сконцентрировать на одном занятии только на несколько минут. После чего интерес снижается. Обижаться не стоит. Оставьте книгу в доступном ребенку месте. Он найдет ее сам.
! Страницы могут быть рельефными, из разных материалов и структур
! Шмель должен жужжать, коровка - мычать, лягушка – квакать. Связь между звуком и картинкой не нужно объяснять, она и так понятна.
Первый опыт общения с печатным изданием придется малышу по душе с книжкой-игрушкой "Моя первая книжка". Внутри – вагон и маленькая тележка знаний о цветах, формах, фактурах. Здесь есть игра в прятки, шуршалка, пальчиковый театр, потайной кармашек и многое другое. Столько разных игр на шести страничках.
От года до двух
До двух лет малыш, как губка, впитывает все слова, что произносят вокруг. Новые знания нуждаются в систематизации. Прочная логическая связь между предметом и его «именем» устанавливается благодаря многократным повторениям. На помощь придут старые добрые произведения литературы.
Сможете продолжить: «дедка – за репку, бабка за дедку…»? Ну конечно, ведь в любимой русской народной сказке имена героев и сюжетная линия проговариваются несколько раз. Поэтому каждый из нас без труда вспомнит «Репку» наизусть.
Картинки с изображением персонажей еще больше привлекают ребенка на втором году жизни. Он уже начинает понимать, что они являются отражением реальной жизни. Поэтому кошечку, которую малыш видел на страничках книги, он узнает и на улице. Повышенную заинтересованность ребенка в каком-то образе можно обыграть. Если это собачка, например, то можно рассказать о том, как она живет, что кушает, как играет, какая у нее шерстка. Задайте малышу наводящий вопрос, пусть он сам расскажет, что на картинке.
! Важно продемонстрировать разные изображения одного и того же предмета.
Что и говорить, красивые и оригинальные картинки в книге подогревают интерес не только у детей, но и у взрослых. Покупая малышу подарок, обратите внимания, чтобы текст составлял меньшую часть, остальное – иллюстрации.
Недопустимо заставлять ребенка слушать чтение произведений, ведь внимание он может сконцентрировать на одном занятии только на несколько минут. После чего интерес снижается. Обижаться не стоит. Оставьте книгу в доступном ребенку месте. Он найдет ее сам.
! Усаживая малыша за чтение сказки, уберите все игрушки, выключите телевизор и компьютер.
Ребенок не подходит к книге несколько месяцев? Не пичкайте его тем, что уже не интересно. Предложите новые издания!
С двух до трех
Время подражания. Малыш пытается примерить на себя все роли, которые предлагает ему окружающий мир. Вообразить себя сказочной феей, животным, рыцарем – это не просто игра, а способ познания. Мама просто обязана поддержать сценки, разыгрываемые малышом.
! Читая стихи и потешки, топайте, как козочка, цокайте, как лошадка, каркайте, как ворона, манерничайте, как прекрасная принцесса. Ребенок с удовольствием повторит за вами.
Если книга утомила, поиграйте в серого волка, про которого только что рассказывали сказку. Изобразите его большие зубы, длинный хвост, большие уши и сверкающие глазки.
К трем годам ребенку не терпится узнать все обо всем, он без умолку болтает и готов получать все больше и больше информации. Читая книги, объясняйте все незнакомые слова. Вот, например, в известной сказке муху называют «цокотухой». А Вы знаете, что это означает? Потрудитесь объяснить своему чаду.
Книжки-раскраски стимулируют у ребенка интерес к самостоятельному «чтению». Он будет идти от картинки к слову, предложению, рассказу.
Легче всего это получается с героями, которые уже знакомы.
В компании свинки Пеппы из любимого мультика можно раскрашивать иллюстрации по образцу или придумать свое цветовое решение.
! Три года – самый подходящий возраст для того, чтобы объяснить малышу, из каких частей состоит книга, где у нее «лицо» (обложка) и что на нем написано.
Малыш может интересоваться только одним произведением и не желать никаких нововведений или вообще не хочет слушать чтение. Любая попытка предложить новую сказку сопровождается скандалами и истериками? И такую сложную ситуацию можно сгладить. Давить и принуждать не нужно! Начните читать куколке или игрушке. Через минуту ребенок сам будет упрашивать: «И мне почитай!».
Читайте также:
Обзор: Развивающие игры для детей на Android
Факторы интеллектуального развития ребенка